Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тема: Лаковая миниатюра.

 

Цель: рассказ о мастерах лаковой миниатюры.

Материалы: альбом с иллюстрациями, кассета с народными песнями, изделия лаковой миниатюры.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть изделия и иллюстрации лаковой миниатюры. Рассказ о мастерах Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина.

 

Палехская лаковая миниатюра возникла в 1923 году в Ивановской области на основе иконописного промысла.

 

Уже с 1924 года она начала завоевывать не только внутренний, но западноевропейский рынок. Темы ее рисунков очень разнообразны. Это сюжеты былин, народных сказок и песен, литературные образы, бытовые сценки. Рисунок палехских мастеров отличается плавностью, тонкостью, фигуры изящно удлиненные, гибкие, широко используется золото.

Еще один центр лаковой миниатюры Мстера/ Владимирская/.

Из Мстеры по России расходились и типографские листы с рисунками на темы сказок и песен – так называемые лубки. В 1932 году в Мстере была организована артель «Пролетарское искусство», которая начала выпускать лаковые изделия из папье-маше с миниатюрной росписью. Технологию изготовления лаковых изделий мастерицы заимствовали, как и палехские, у федоскинцев, но писали они не масляными красками, а темперными эмульсиями, что давало почти эмальное звучание цвета. В отличие от палехских миниатюр, мастерская живопись отличается многоплановостью, использованием перспективы. Фон у них может быть не только черным, но и голубым, розовым, золотым. Композиции часто обрамляются золотым орнаментом. Сюжетами для миниатюр служат жанровые сценки, пейзажи, сценки охоты, быта, сказки и притчи.

Самый молодой центр лаковой миниатюры – Холуй-так же возник на основе иконописного промысла. Работы холуйских мастеров поэтичны и очень декоративны. Роспись производится темперными красками. Особенностью живописной манеры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого фонов.

 

 

 

 

Федоскино –первый лаковый промысел в России. Возник с легкой руки русского купца Коробова, который узнал секрет изготовления табакерок из папье-маше в Германии. Вернувшись на родину, он  купил село Федоскино, и в 1804 году здесь было начато производство табакерок. В середине ХIХ века федоскинские лаки по своему качеству стали превосходить европейские.

Лаковые изделия, имеющие настоящую художественную ценность, требуют подчас двухмесячной работы. Вначале изготавливается папье-маше, то есть многослойный картон, прошедший специальную обработку. Русские умельцы научились добиваться такой прочности полученных из картона заготовок, что их можно обтачивать не только в ручную, но и на токарном станке. После множества операций изделие попадает к художнику. Он вначале наносит контур рисунка, тончайшей кисточкой прорисовывает его белилами, а затем уже по ним наносит нужные краски.

 

Никаких трафаретов при этом не используют, все делается от руки. После этого наступает очередь обработки золотом. Сусальное листовое золото дробится, растирается пальцами и кистью наносится на рисунок. Для приобретения особого блика его полируют зубом волка, который имеет особо гладкую поверхность. Иногда под краску подклеивают листочки сусального золота или наносят разведенный серебряный, бронзовый или оловянный порошок. Используется и перламутровая инкрустация. На законченном изделии художник пишет его номер, место и год выпуска, ставит свою подпись. Для живописных работ федоскинские художники используют только масляные краски. Основной тематикой рисунков раньше служили бытовые и жанровые сценки, пейзажи, сюжеты деревенской жизни, картины известных художников. На крышке федоскинской коробке можно разглядеть и особенности тульского самовара тех далеких времен, и фасон платья, и многое другое/хороводы, пляски, работы в поле.