Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Настольный театр.

 

 

 

Настольный театр декорации

 

Персонажи для настольного театра цветной картон, цветная бумага, бумажные салфетки.

Театрализованная деятельность - универсальное средство воспитания. Сегодня в нашей стране трудно найти детский сад, где педагоги не использовали бы театрализованную деятельность. Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения используется уже давно. Вспомним гениального основоположника педагогики Яна Амоса Коменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

 Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

Действительно, воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, наделяет новыми, в реальной жизни часто недостижимыми возможностями. Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого – то или во что – то превращаться. Они замечательные актеры, стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Задача воспитателя – увлечь ребенка, продолжить игру, дать возможность сделать что – то по – своему. Важно проявить партнерскую позицию – только тогда игра постепенно превращается в настоящий спектакль.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставят маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка. Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения, художественно- эстетического воспитания.

 

 

 

Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

 

Задачи театрализованной деятельности – развитие артистических способностей детей.

 

I

1.Последовательное знакомство детей с различными видами театра.

2.Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3.Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образа в сказках.

 

II

 

1.Инсценировка песен.

2.Театральные этюды.

3.Развлечения.

4.Фольклорные праздники.

5.Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

 

III

 

1.Создание театрального коллектива.

2.Изготовление декораций, ширмы.

3.Приобретение кукол для театра.

4.Организация оркестра.

 

IV

 

1 Индивидуальные беседы с родителями.

2.Консультации для воспитателей.

3.Сотрудничество с городским театром, тюзом, школой.

 

V

 

1.Работа с программой Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович «Театр- творчество- дети».

2.Поиск высокохудожественных музыкальных произведений для аранжировки театрализованных представлений.

3.Изучение русских народных игр.

 

VI

 

1. Диагностика развития артистических способностей детей.

 

 

 

 

Драматизация сказки А.Милна «Вини – пух и все - все - все»

 

Сейчас большую часть досуга дети проводят уткнувшись в телевизор, а во многих семьях развлекаются компьютерными играми, которые по большей части жестокие. Телеэкраны заполнены боевиками, триллерами и прочими «ужастиками», кровища льется рекой, а человеческая жизнь обесценена. И неокрепшая психика ребенка все происходящее на экране принимает за реальность, жестокость – за норму жизни. Даже мультфильмы для маленьких детей построены в основном на «колотушках» и не смешных, а злых каверзах. Как- то надо противостоять напору современных технологий, технократичности мышления, отчужденности между детьми и взрослыми, возникающей порой агрессивности и неадекватности оценки жизненных ситуаций.

 

История появления и создания кукольного театра.

Кукольный театр пронизывает жизнь людей с древних времен. Самыми древним считается театр теней и театр марионеток, пришедшие в Европу с востока. По мнению многих ученых, подобные типы кукол появились еще в античные времена. В литературных источниках тех времен ученые находили упоминания о движущихся куклах. Так, Аристотель сравнивал человека с марионеткой, управляемой богами, значит, марионетки уже существовали. В Египте при раскопках были найдены теневые фигуры. Есть даже описание идолов- автоматов: гигантские статуи богов несли во главе процессии, статуи поворачивали голову, указывая направление движения. Но как этого достигали – неизвестно. Конечно, это еще не был кукольный театр в современном понимании, но истоки его следует искать именно здесь.

Несколько позже появилась перчаточная кукла. В России ее звали Петрушка, во Франции - Полишинель, в Англии- мистер Панч, в Германии свои герои – Гансвурт и Касперль, в Италии – дон Пульчинелла, в Испании – дон Кристобаль. Все они были похожи: с большим горбатым носом, в колпаке. Во всех странах эти герои были грубиянами и озорниками. Их обязательной принадлежностью была дубинка, которой они лупили всех подряд. Это были основные народные герои ярмарочных представлений.

Марионетки – куклы более аристократичные, и представления с ними устраивали во дворцах.

В последнее время вошел в моду и получил распространение так называемый театр на столе. Но и это не современная выдумка. Перечитайте сказку Ханса Кристиана Андерсона «Стойкий оловянный солдатик». В комнате на столе стоит картонный дворец, а одна из героинь – картонная танцовщица. И дети именно на столе устраивают битвы оловянных солдатиков, а потом там же начинает развиваться сказочное действо с участием главного героя – стойкого, одноного оловянного солдатика и злого тролля, выскакивающего на пружинке из шкатулки. А в сказке Андерсена «Свинья- копилка» куклы на столе устраивают представление марионеток.

И сейчас на столе устанавливаются декорации, как правило, сделанные из картона .Расставляются в определенную мизансцену куклы. Ведущий спектакля находится за столом. Произнося текст, он одновременно переставляет в соответствии с действием кукол, взяв их в руки. Все это происходит на глазах у зрителей.

Фигурки для театра на столе могут быть объемными, сделанными из глины, дерева, склеенными из бумаги, а так же плоскими, вырезанными из картона и раскрашенными. Очень нарядны куклы, апплицированные лоскутами.

Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Связная речь- это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Что проявляется в нарушении связности и последовательности рассказа, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, бедность и однообразие используемых языковых средств.

 

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» большое внимание уделяется формированию у дошкольников навыков самостоятельной развернутой речи. С этой целью их обучают умению составлять рассказы по картинкам, рассказы- описания, перессказы.

 

С этой целью используется театрализованная игра, которая позволяет заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, элементарно – логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляет собой инсценировку, проигрывание сказок в настольном театре. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогая верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально- нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.

 

Театрализация сказок проводится с детьми среднего и старшего дошкольного возраста на подгрупповых 30 мин. и индивидуальных по 20 мин. занятиях.

Настольный театр – это фигурки персонажей в объемных декорациях. Ребенок может и смотреть, и слушать, и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, что особенно важно, связную речь. И это увлекательное зрелище называется настольным театром. Обучение превращается в интересное и веселое занятие.

 

 

Литература:

 

- Е.А.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» Методические рекомендации , Творческий центр СФЕРА, 2009 г.

- Н.Войдикова «Театр кукол», профиздат, Москва, 2008 г.

- Журнал «Дошкольное воспитание», 2010 г.,№8.